Peržiūrėti neatsakytus pranešimus | Peržiūrėti aktyvias temas Dabar yra Ket Kov 28, 2024 1:42 pm



Atsakyti į temą  [ 1 pranešimas ] 
 Ekologinės pakraipos žaidimai (rusiškai) 
Autorius Žinutė
Jungiantis (-ti)
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: Ket Lap 11, 2004 6:47 pm
Pranešimai: 2786
Miestas: Vilnius
UNREAD_POST Ekologinės pakraipos žaidimai (rusiškai)
http://www.ecosystema.ru/03programs/igr/index.htm
Экологические игры

Сборник российского и зарубежного опыта в области "игровой экологии"

В данном разделе сайта собраны методические материалы, которые не имеют непосредственного отношения к "натуралистическому" образованию и "полевой экологии", т.е. к "экологическому" образованию в нашем понимании (в области науки "экологии"). Однако, они могут быть полезными при занятиях с детьми младшего возраста, при организации досуга школьников на полевых практикумах, в экспедициях и полевых экологических лагерях, при проведении семинаров учителей и педагогов-экологов. В комплексе с нашими методическими разработками и идеологией "натуралистического" образования данные материалы могут послужить "базисом", основой для создания комплексной программы непрерывного экологического образования детей.

Страницы данного раздела составлены на основе ряда публикаций:
1) Цепочка жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. Составители Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005.
2) В.А.Ясвин. Мир природы в мире игр. ЭкоЦентр "Заповедники", Москва, 1998.
3) Сборник экологических игр. Составитель Ю.А. Севрук. По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению. ФРГ, о-в Рюген, 1999.
4) Игры, в которые мы играем ! Методическая разработка Детского экологического центра Национального парка "Лосиный Остров".

Всем авторам, нашим коллегам и друзьям, мы выражаем искреннюю благодарность за ту огромную работу, которую они делают в нашем общем деле - формировании "экологически мыслящего" поколения людей! Особая благодарность - экологическому центру "Заповедники", предоставившему возможность размещения этих материалов на нашем сайте. Надеемся, что нашими совместными усилиями информация о сути экологического образования и методиках работы с детьми дойдет до возможно большего числа потребителей - учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей!

В заключение - несколько слов о структуре раздела. Вслед за Т.В.Шпотовой и Е.В.Кочетковой, мы разделили все помещенные в данном разделе статьи на 7 категорий: коммуникативные игры, учебные игры, методы развития эмоционально-чувственной сферы, наглядные пособия, психологические тексты, сценарии учебных спектаклей и примеры занятий. Первые три раздела представляют собой сборник игр и методик из всех четырех упомянутых выше литературных источников, полностью аналогичные игры и методики объединены, а схожие - приведены в двух варинатах (например, версия 1 и версия 2). Последние четыре раздела - пособия, тексты, сценарии и примеры занятий - полностью разработки из сборника Т.В.Шпотовой и Е.В.Кочетковой.

Следует иметь в виду, что деление на вышеперечисленные категории достаточно условно - многие методики и игры относятся одновременно к разным категориям, особенно это касается коммуникативных учебных игр и методик развития эмоционально-чувственнной сферы. Следует также иметь в виду, что многие методические разработки, приведенные в упомянутых четырех литературных источниках, не являются авторскими, а представляют из себя адаптированные и переработанные методики зарубежных авторов, в частности - известного американского педагога и эколога Джозефа Корнелла. В связи с этим во многих методиках и играх можно заметить сходство.

По поводу "возрастной применимости". Ряд методик и игр авторы впрямую снабдили указаниями на возраст участников. Большинство же не имеет "жесткой" привязки к тому или иному возрасту, т.е. может быть использовано при работе с детьми разного возраста. От себя добавим, что большинство игр все-таки рассчитаны на младших школьников и дошкольников, примерно треть могут быть с успехом использованы при работе с подростками, и лишь небольшая доля - со взрослыми людьми, например с педагогами.

В заключение - несколько важных для понимания данной тематики высказываний Джозефа Корнелла - "родоначальника" игровой экологии:

• Меньше учите, больше делитесь
Я не только сообщаю детям голые факты о природе («это дерево называется сосна»), но я люблю рассказывать им о том, что я чувствую, стоя рядом с этой сосной. Я признаюсь им, что испытываю благоговейный трепет перед этими деревьями и уважаю их за то, что они могут выжить в очень суровых условиях, когда зимние ветра изгибают, скручивают и ломают их ветви. Я всегда говорю детям о том, что я поражаюсь, как корни сосен, растущих на скалах, могут вообще добыть какие-нибудь питательные вещества.

…Я уверен, что взрослым необходимо делиться своими душевными переживаниями с детьми. Только тогда, когда мы разделяем с другими наши мысли и чувства, возникает атмосфера истинного общения. Мы становимся способны породить в других любовь и уважение к земле. Когда мы делимся с детьми своими идеями и чувствами, мы побуждаем детей анализировать их собственные чувства и ощущения. Между взрослым и ребенком возникает прекрасное доверие и дружба.

• Сначала наблюдайте, говорите потом
Иногда событие, происходящее в природе, может захватить ребенка целиком: появившаяся откуда-то стрекоза, слегка покачивающая крыльями; одинокий олень, пасущийся на лужайке. Но даже если и не будет таких запоминающихся сцен, ребенок может познавать природу просто в процессе близкого общения. У детей есть замечательная способность погружаться в то, на что они смотрят. Ваш ребенок лучше поймет то, что ВНЕ его, сливаясь с этим, чем слушая устный рассказ. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой.

Не расстраивайтесь, если не знаете названий каких-либо животных или растений. В конце концов, это всего лишь искусственные ярлыки для обозначения того, что в действительности собой представляют природные объекты. Как вашу внутреннюю сущность не отражает ваше имя или даже внешность и черты характера, так и в простом дубе есть нечто большее, чем просто набор сведений о нем. Вы лучше поймете, что такое дуб, если научитесь видеть, как он меняется в течение дня при изменении освещенности. Понаблюдайте за деревом с различных точек. Почувствуйте на ощупь его кору и листья, вдохните их запах. Посидите спокойно на его ветвях или в его тени и попробуйте увидеть все формы жизни, которые можно найти рядом с деревом или на нем.

Наблюдайте. Задавайте вопросы. Догадывайтесь. Веселитесь. Когда душа вашего ребенка зазвучит в унисон с природой, ваши отношения перестанут быть отношениями «ученик-учитель», а станут отношениями товарищей по приключению.

• Сосредоточьте внимание ребенка!
С самого начала задайте верный тон вашему путешествию в природу. Займите внимание всех детей, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать. Некоторые дети не умеют внимательно наблюдать за природой, поэтому покажите им, что может представлять интерес, и постепенно воспитывайте в них наблюдательность. Дайте им почувствовать, что их открытия интересны и вам.

• Познание природы должно быть пронизано радостью!
Познание природы должно быть пронизано радостью как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если вам удается поддерживать атмосферу радости. Помните, ваш энтузиазм заразителен, и это, возможно, - самое ценное из того, что вы имеете как учитель.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
Круг рукопожатий
Музыкальные встречи
Друг за другом по росту
Выстраиваемся по дням рождения
Путаница
Игры с веревкой
Все вместе на газете
Природа в моей жизни
Сороконожка
Игра в ассоциации
Игра-знакомство «Снежный ком»
Игра-знакомство - 1
Игра-знакомство - 2
Затопленный остров
Не упади в пропасть
Взаимодействие «Пальцы»
Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»
Заяц и лиса
Взаимопонимание «Сплочение»
Замок, шалаш, диван
Живое слово
Слепая гусеница
Опусти палку
Ночной поход
Погрейся в пчелином рое
Я собираю рюкзак
Драконы
Мигалки
От одного до десяти
Отгадай, чьи следы
Печатная машинка (клавиатура)
Шерлок Холмс

УЧЕБНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игровое моделирование «Строение Солнечной системы»
Пищевая цепочка
Паутина жизни (версия 1)
Паутина жизни (версия 2)
Пирамида жизни (версия 1)
Пирамида жизни (версия 2)
Семена
Игровое моделирование «Строение и опыление цветка»
Подбери клюв
Найди своего детеныша
Ноев ковчег
Игровой прием «Яблоко»
Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
Вода-почва
Неприродная тропа
Воронья охота (версия 1)
Следопыт (версия 2)
В некотором Царстве…
Гусеница
Микропоход
Кто я?
Определение предмета
Совы и вороны (версия 1)
Совы и вороны (версия 2)
Построим дерево
Поговорим о М.А.П.С.
Что у нас общего?
Внуки Карла Линнея
Филателия
Географические названия
Жалоба директору школы
Экологический кодекс жителей Земли
Канюки и мыши
Зайцы и ресурсы
Почвенная лестница
Совы и дупла
Летучая мышь и мотылек
Паук и жертвы
Каждой твари по паре
Что я за зверь
Животные
Ключ к животному или растению
Ученые на новом континенте
Узнай растения
Запомни и найди растение
Я собираю рюкзак
Отгадай, чьи следы
Экологическое ориентирование
Секретное животное
Шерлок Холмс
Лесные детективы
Олени
Собери свой корм
Найди пару
«Мемори» или голландское лото

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
Знакомство с деревом
Звуки природы
Зумм (Приближение)
Схваченная тень
Конкурс плакатов
Природные духи
Дерево - очевидец
Дерево слов
Природа в моей жизни
Тотем
Человечек из коры
Мир кролика и мир муравья
Музыкальные картинки
Чистописание
Жизнь камней
Ателье мод
Зоологический балет
Контакты с животными
Обними дерево
Экологические письма
Предупредительные знаки
Подарок на день рождения
Детский писатель
Географические названия
Жалоба директору школы
Экологическая этика
Благодарение
Слепая гусеница
Ночной поход
Дождь
Путешествие по лугу
Сосчитай звуки
Лесной ковер
Мир в зеркале
Узнай свое дерево
Отпечатки дерева
Нить Ариадны
Природная палитра
Созерцание природы
Фотоаппарат
Видеосъемка
Найди свой предмет
Спрятать и найти
Послание вождя Сиэтла
Семь тайн жизни
Детям Земли: Письмо из дома

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Цепочка жизни
Чудесные превращения
Картина мира
Куб животных
Каких животных на Земле больше?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
Эволюционная память: от начала Вселенной
Вода мира
Снежная фантазия
Стань деревом

СЦЕНАРИИ УЧЕБНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
Еда для растений
Кому для чего нужны зубы

ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ
Книга природы
Как устроена планета Земля
Вода мира - единый организм
Где и как зимуют насекомые
Строение дерева
Красота дерева

ЛИТЕРАТУРА

_________________
Mūsų svetainėje rašoma tik lietuviškomis raidėmis, tai esminė dalyvavimo mūsų forume taisyklė.


Pir Kov 30, 2009 5:16 pm
Aprašymas WWW
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Atsakyti į temą   [ 1 pranešimas ] 

Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 2 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by STSoftware for PTF.
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007