Peržiūrėti neatsakytus pranešimus | Peržiūrėti aktyvias temas Dabar yra Sek Lap 17, 2019 7:04 pm



Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 1 pranešimas ] 
Oneirologija - mokslas apie sapnus 
Autorius Žinutė
Forumo krivis
Vartotojo avataras

Užsiregistravo: Ket Lap 11, 2004 6:47 pm
Pranešimai: 1630
Miestas: Vilnius
Standartinė Oneirologija - mokslas apie sapnus
Cituoti:
Онейрология

"Сновидения - это маленькая потайная дверь, ведущая к глубочайшим и интимнейшим тайникам души".

К.Г. Юнг [1]


Онейрология - наука о сне и различных аспектах сновидений. Наука новая, хотя и берущая своё начало из таких глубин человеческой истории, о которых у нас не осталось и преданий.


Сны очаровывали человеческий разум во все времена. Каждый из нас проводит треть своей жизни во сне. Ночами с нами происходит таинство сновидений. Самые яркие и волнующие из снов производят на нас впечатление, которое заставляет задуматься над вопросом что же такое наши сны? Что они означают? И вообще означают ли что-то?

Сновидения часто кажутся переживаниями смутного, неясного, но всё же существующего параллельного мира. Размышляя об этих переживаниях, мы можем предположить, что в наших сновидениях мы совершаем путешествие в существующую на самом деле, неизвестную реальность. Предполагают, что одним из основных источников идеи о духовном мире, отличном от физического, являются сновидения. Если эта гипотеза верна, то сны сыграли важнейшую роль в формировании одного из фундаментальных религиозных понятий.

Кроме того, существует предположение о том, что сновидения могут быть связаны с идеей о душе, независимой от тела. В сновидениях мы переживаем путешествия в другие миры, взаимодействуем с различными существами и совершаем поступки, и вместе с тем наше тело остаётся неподвижным в постели. Несмотря на то, что мир сновидений смутен и даже сюрреалистичен, тем не менее, он воспринимается нами как вполне реальное место. Наши переживания подчас настолько реальны, что нетрудно предположить, что во время снов сознание каким-то образом отделяется от тела. Если добавить к этому знакомый всем опыт встречи с умершими друзьями и родственниками, нетрудно заключить, что сознание, которое способно во сне отделяться от тела, продолжает существовать и после его смерти.

История изучения снов показывает сколь серьёзным было отношение людей к этому вопросу во все времена. Люди обращались к снам для получения советов и даже для лечения. Эта практика известна под названием инкубация снов. Она была чрезвычайно популярна в древнем мире и являлась распространением обычаев в таких разных культурах, как Древняя Месопотамия (современный Ирак), Египет, Греция и Рим. Причём, если в Древней Месопотамии главной целью инкубации снов было предсказание будущего, то в Греции в период эллинизма основной задачей было лечение. Проводилось это в специальных храмах, посвящённых обожествлённому врачу Эскулапу.

Еще Платон (ок. 429-347 гг. до н.э.) в своих ранних диалогах "Апология" и "Пир" рассматривал сновидения, как сообщения, посылаемые богами. Они используются как теологический метод получения знаний о богах и их воле. В более позднем диалоге "Софист" Платон заключает, что сновидения вообще являются философским методом, с помощью которого сновидящий может получить определённое знание о мире. Платон был убеждён в том, что сны являются объективным показателем уровня нравственности человека, независящим от представлений человека о самом себе.

Идеи Платона продолжил Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В его трактате "Parva Naturalia" он писал, что тело является лишь инструментом души, которая локализована в сердце человека. Сновидения Аристотель рассматривал как продукт воображения и побочный продукт предыдущих ощущений, поскольку впечатления, порождённые нашими ощущениями, задерживаются после того, как наши чувства перестали быть активными. Во время сна при отсутствии внешних воздействий сознание оказывается более свободным, чтобы уделять внимание образам, сохраняющимся в памяти. Аристотель подробно рассмотрел эти вопросы в трёх своих трактатах "О сне и бодрствовании", "О бессоннице" и "О гадании по снам". По Аристотелю, сон и бодрствование, изучение которых является необходимым условием для понимания сновидений, представляют собой два состояния одной и той же способности, причём бодрствование - это позитивное, а сон - негативное состояние [1].

Самым обширным и наиболее законченным собранием знаний о сновидениях, сохранившимся с древних времён считается Oneirocritica, написанная во II веке греком Артемидором из Далдиса. Интерес Артемидора был обращён, прежде всего, к предсказаниям, что определяло главный подход к интерпретации сновидений вплоть до открытий современной психологии и психоанализа.

С тех пор вплоть до XIX века наука о снах не получила серьёзных импульсов и утратила в основном то значение, которое ей придавалось нашими предками. Новый интерес к таинственной ночной деятельности человека был вызван работами Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг). Фрейд по праву считается основателем психоанализа и одним из крупнейших мыслителей ХХ века. Занимаясь врачебной деятельностью, он заинтересовался ролью психических факторов в возникновении заболевания. Зигмунд Фрейд обучался гипнозу под руководством блестящего французского невролога Ж. Мартена Шарко. Фрейд был свидетелем многочисленных демонстраций явления, известного в настоящее время как постгипнотическое внушение. На основании своих наблюдений Фрейд впервые выдвинул общую теорию о бессознательном и его взаимодействии с сознательной частью психики. Соотношение между сознательном и бессознательным сравнивается в теории Фрейда с айсбергом: обычно видима только небольшая его часть (сознательное), тогда как 90 % его объёма скрыты под водой (бессознательное) [2]. Следуя рассуждениям Фрейда о человеческой природе, люди являются по сути своей эгоистичными животными, которыми руководят агрессивные побуждения и стремление к удовольствию. Однако, по мере взросления, люди учатся вытеснять свои грубые побуждения в область бессознательного. Фрейд считал, что целью сновидений является удовлетворение в фантазиях инстинктивных побуждений, вытесненных людьми в бессознательное [3]. Однако мы не просыпаемся в результате сильных эмоций, которые возникли бы, если бы нам снилось буквальное удовлетворение запрещённых желаний, так как часть психики, которую Фрейд назвал цензором, трансформирует содержание сна, чтобы замаскировать его истинное значение [4]. Он использовал анализ сновидений для проникновения в область вытесненных влечений, называя сны "королевской дорогой" к бессознательному [5].

Талантливый ученик Фрейда - Карл Юнг (1875-1961 гг) не просто развил идеи своего учителя, но и привнёс в психоанализ много новых положений. Он разделил бессознательное на две части: индивидуальное и коллективное бессознательное [6]. В то время как индивидуальное бессознательное формируется на основе нашего личного опыта, коллективное бессознательное содержит унаследованный нами коллективный опыт человечества. Это хранилище всеобщего опыта представлено в форме архетипов, которые иногда определяют некоторые образы сновидений [7]. Убеждение о существовании коллективного бессознательного пришло к Юнгу после того, как он обнаружил, что сны его пациентов содержат образы совершенно им незнакомые, но которые, очевидно, отражают символы, присущие той или иной мифологической системе мировой культуры [8, 9]. Цель сновидений, по Юнгу, не в том, чтобы скрыть (как считал Фрейд), а в том, чтобы сообщить сознанию определённые сведения [9]. Другими словами, бессознательное содержит некую информацию, которая пытается быть нашим проводником или помочь нам каким-либо другим способом. Однако бессознательное говорит символическим языком, требующим интерпретации. Таким образом, юнгианский анализ сновидений - это метод, призванный помочь клиентам в правильном толковании сообщений бессознательного [10, 11].

И фрейдистскую, и юнгианскую психологические школы иногда называют глубинной психологией, подразумевая, что в центре их внимания - процессы, происходящие в бессознательном. Однако большинство современных исследователей сна не придерживаются принципов классического психоаналитического подхода [12, 13, 14]. Значение лишь немногих снов является очевидным, в то время как большинство других кажутся бессвязными и абсурдными. Сюрреалистический характер сновидений - качество, благодаря которому они с трудом поддаются интерпретации - побуждает многих исследователей сна воспринимать все сновидения как совершенно бессмысленные. Такая оценка находит научное выражение в активационно - синтетической модели сновидений. Впервые выдвинутая в 1977 году, эта модель рассматривает сновидения как результат попыток передних отделов головного мозга понять произвольные электрические сигналы, генерируемые в задних отделах мозга во время сна. Эта модель отрицает представление о содержании в сновидениях значимой информации. Однако, так как почти каждый человек видел, по крайней мере, несколько по настоящему понятных снов, эта теория, в конечном счёте, неудовлетворительна.

Легко понять желание взять в качестве основы для изучения сновидений физиологические явления, поддающиеся измерению, но так как сновидения очень субъективны, они затрудняют использование методов объективной эмпирической науки. Современные лабораторные изучения сновидений по-настоящему не сдвинулись с места прежде, чем в 1953 году не был открыт сон с быстрым движением глаз (БДГ-сон), а затем и его связь со сновидениями. Ещё до открытия этой корреляции исследователи определили четыре фазы сна. Эти фазы были измерены в показателях электрической активности головного мозга, а именно в показателях волновой активности мозга с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Непосредственно перед засыпанием электроэнцефалограф регистрирует типичные электроволновые паттерны, называемые альфа-волнами, частотой 8-13 Гц. В процессе погружения в сон прибор показывает относительно низкое напряжение и смешанную частоту от 2 до 7 Гц. Это - переходное состояние, первая стадия сна. Для второй стадии характерны дельта-волны (амплитуда превышает 75 мкВ в течении 0,5 сек). В третьей фазе сна ЭЭГ состоит на 20-50 % из дельта-волн, в четвёртой дельта-волны составляют более, чем 50 % ЭЭГ. Уровни сна распределяются от первой фазы до четвёртой фазы - стадии глубокого сна. Чаще всего мы видим сны, когда находимся в состоянии БДГ-сна. У нормального взрослого человека типичный цикл сна - циклическое чередование БДГ-сна с более глубокими его уровнями - длится около 90 минут. Здоровый взрослый человек, как правило, проходит через 4-6 таких циклов каждую ночь, хотя существует множество отклонений в цикле в зависимости от возраста.

Одно из наиболее интересных направлений в изучении сна, возникло совсем недавно. Это исследование осознанного сновидения. Человек переживает осознанное сновидение, когда он понимает, что видит сон. Наиболее необычный аспект этого состояния заключается в возможности сознательного изменения содержания своих снов. Первые письменные упоминания об осознанных сновидениях содержатся в сочинении Аристотеля "О сновидениях". Другие исторические личности, такие как Августин Блаженный и Святой Фома Аквинский, оставили в своих трудах упоминания об осознанных сновидениях [16].


Visi straipsniai
http://aipe.roerich.com/russian/oneiro.htm
http://aipe.roerich.com/russian/oneiro-2.htm
http://aipe.roerich.com/russian/oneiro-3.htm

_________________
Pas mus rašoma tik lietuvišku šriftu, susipažinkite su forumo taisyklėmis
http://www.baltai.lt/phpbbkuronas/viewt ... 6d195205c3


Paskutinį kartą redagavo Baltas Ant Bal 28, 2009 3:24 pm. Iš viso redaguota 1 kartą.



Ant Bal 28, 2009 3:19 pm
Aprašymas WWW
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 1 pranešimas ] 


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 1 svečias


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Designed by Vjacheslav Trushkin for Free Forum/DivisionCore.
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007