| Cituoti: Руника Крыма
сенсационное открытие крымских археологов
В этой истории много мистики. Крымская сенсация мирового значения долгие годы валялась под ногами. Точнее, торчала из старой каменной кладки, отгораживающей заброшенный загон для скота. И обнаружилась совершенно случайно - после того, как легкомысленные туристы кладку развалили.
Надо сказать, что этой находки научный мир с нетерпением ждал больше века. А когда дождался, впал в некоторое замешательство: а ну как все это мистификация? Впрочем, возможно, что ученым мужам просто стало обидно до чертиков: ведь столько усилий было затрачено впустую - и вдруг все произошло само собой, словно по мановению волшебной палочки. Как если бы некий фанат потратил жизнь на поиски снежного человека - и в один прекрасный день обнаружил его у себя дома, в кресле перед телевизором.
Однако мистически настроенные граждане сомнениями не терзались. Уж они-то точно знали, что таинственная магическая формула, высеченная на древнем камне, скрытом до времени от человеческих глаз, проявилась в нашем мире только тогда, когда этого пожелали высшие силы...
Таинственные незнакомцы и несчастный Ох
О тех, кто имел самое прямое отношение к появлению камня, найденного археологами в Восточном Крыму, на горе Опук, известно не слишком много. Причем информация по сему поводу весьма противоречива. Судите сами: "они вступали в безбожные половые сношения, между прочим, с мужчинами и ослами". "Они непочтительны к старикам, немощным, женщинам, словом, ко всем тем, кто не способен к войне". Они не признают никакой субординации и могут в любой момент оскорбить или даже убить собственного предводителя; так они поступили со своим королем по имени Ох: "проявляя к нему чисто зверское и достойное безумных отношение, они внезапно убили этого человека, не выставляя никакой другой причины, кроме той, что в дальнейшем хотят жить без царей" (знакомая картина, не правда ли?).
С другой стороны, они в совершенстве владели колдовским искусством и во время боя могли обращаться в огромных волков, неуязвимых для оружия противника (некоторые считают, что это был род гипноза). Еще их называли "берсеркрами"; одержимые духом ярости, они были совершенно нечувствительны к боли и продолжали сражаться несмотря на ужасные раны. Их ярость, повествуют летописцы, была так велика, что, будучи не в силах сдержать ее, они откусывали огромные куски от собственных щитов.
Речь идет о почти легендарной древнегерманской "касте" герулов, воинов-магов. Как полагают авторы находки, возможно, именно они высекли на стеле с горы Опук надпись из четырех рунических символов и изображение солнечного знака - соляра.
Наверное, для большинства читателей слово "руна" ассоциируется прежде всего с гадательными арканами таро. И еще с мистикой фашизма: знак СС ( ) - две руны "зиг", символизирующие гром и молнию, сверхсекретная организация "Аненербе", которая занималась не только атомным проектом Третьего рейха, а также садистскими опытами над людьми, но и поисками "магического оружия".
Собственно, само слово runa в переводе с германского означает "тайна". Говорят, что руны, особенно самые древние, - это не столько буквы, сколько магические символы, позволяющие проникнуть в невидимый мир и овладеть грозными мистическими силами. Впрочем, об этом чуть позже. Сначала предоставим слово ученому, то есть человеку, абсолютно не склонному к мистицизму.
"Случайная сенсация"
- История обнаружения рунического камня на горе Опук действительно неординарна, - рассказывает симферопольский археолог Владислав Юрочкин. - Там есть участок с пещерами, которые использовались местными жителями под загоны для скота. Этот камень торчал из кладки, и, наверное, не один археолог заработал синяки и ссадины, задевая его край при подъеме по узкой тропе. Но поскольку был виден только кусок креста, то поначалу считали, что это часть надгробия. Потом туристы развалили кладку, камень попал к начальнику археологической экспедиции Владимиру Голенко. Археолог Александр Джанов определил, что знаки, высеченные на стеле, на самом деле являются рунами, то есть буквами древнегерманского алфавита. Это был так называемый "старший футарк" - вид рунического письма, который использовался со второго по седьмой век нашей эры, то есть еще до эпохи викингов.
Конечно, о присутствии германцев в Крыму было известно давно, но материальные свидетельства этого присутствия ограничивались в основном черепками и обломками оружия. То есть явных "неопровержимых улик", подтверждающих сведения летописей, не было. И вот, наконец, обнаружена эта стела; теперь в многолетнем споре можно ставить точку.
Рунический камень с горы Опук, по-видимому, следует датировать второй или третьей четвертью IV столетия. Тогда на этой горе была возведена крепость, которую, возможно, и защищали герулы - наемники, служившие боспорским царям. А сам камень был частью святилища или капища, предназначенного для совершения таинственных ритуалов. С расшифровкой надписи возникли трудности. Дело в том, что руны, особенно древнейшие, вообще с трудом поддаются расшифровке. Скорее всего, это не надпись в традиционном понимании, а некая магическая формула, значение которой знал только эриль (эрул, герул), посвященный в тайну рун и высекший ее на камне.
Магия "девяти миров"
Прежде чем дать слово современному "посвященному", есть смысл рассказать об истории обретения рун. Итак, верховное божество древних германцев Один воплотился в вожде легендарного народа асов, тоже Одине. Потом Один земной принес себя в жертву Одину небесному, пригвоздив свое тело копьем к дереву Иггдрассиль, которое считалось у германцев и скандинавов осью девяти миров. (Один из них - мир людей, или "средний мир", Мидгард):
Знаю, висел я в ветвях на ветру
девять долгих ночей, пронзенный копьем,
посвященный Одину, в жертву себе же,
на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых.
Никто не питал, никто не поил меня,
взирал я на землю, поднял я руны,
стеная, их поднял и с дерева рухнул.
Овладев руническим знанием, Один передал его своим соплеменникам. Утверждают, что жертвоприношение вождя асов имеет глубокий символический смысл: только тот сможет проникнуть в тайну рунической магии, кто убьет в себе все земные влечения. Такова вкратце эта странная история.
Ну а теперь самое время обратиться к симферопольскому "руноведу" Олегу Синько, который расшифровал надпись на стеле герулов:
- Стела представляет собой половину алтаря, который находился в храме. Изображение соляра - это своего рода "кодовый замок" к алтарю. Эриль обращался к Одину, надрезал палец и вкладывал его в выемку, находящуюся в центре соляра. Таким образом открывался доступ к мистическим силам алтаря.
Четыре руны, расположенные ниже соляра, весьма многофункциональны. Первая функция рунического камня - суд. Конечно, это был "судебный процесс", совсем непохожий на современный. Каждый из участников тяжбы возлагал на священный камень свой меч и клялся в своей невиновности. Потом они сходились в бою и тот, чья клятва была ложной, погибал. Таким образом, первая руна (1), "турисаз" (см. рис.), ограждала место суда, где человек оставался лицом к лицу с богами и судьбой. Еще эту руну считают "стражем ворот", защищающим мир людей от вторжений из других миров и наоборот, а также от колдовства во время судилища.
Вторая руна (2), "перт", активизировала силу судьбы, и человек, произнося свидетельство, тем самым творил свою собственную судьбу.
Третья руна (3), "райдо", есть руна высшей справедливости, своего рода "весы Фемиды". Благодаря ее энергии и определялась праведность свидетельства.
Четвертая руна (4), "анзус", это руна Одина, руна, взывавшая к верховному божеству как к поручителю праведного и палачу неправедного.
По словам Олега Синько, кроме, так сказать, судебной функции, камень выступал еще в двух "ипостасях" - в качестве магической "предсказательной машины" и "устройства" для путешествия мага по всем девяти мирам. Но все-таки основная, самая таинственная функция алтаря герулов состояла в том, что он был местом посвящения мага-воина. Здесь посвящаемый повторял путь Одина и взамен получал "файл" его знаний, приобретал магические силы.
Следует добавить, что все это, конечно, только версии. Ведь человеку не дано в точности знать не только прошлое и будущее, но даже, по большому счету, и настоящее. Потому не будем слишком самонадеянными и прислушаемся к словам Гете:
Не трогайте далекой старины.
Нам не сломить семи ее печатей.
А то, что духом времени зовут,
Есть дух профессоров и их понятий,
Который эти господа некстати
За истинную древность выдают.
Как представляем мы порядок древний?
Как рухлядью заваленный чулан,
А кое-кто еще плачевней -
Как кукольника старый балаган...
Олег МАРКЕЛОВ | |