Peržiūrėti neatsakytus pranešimus | Peržiūrėti aktyvias temas Dabar yra Sek Gru 15, 2019 8:04 am



Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 6 pranešimai(ų) ] 
Psichologinis konsultavimas-straipsniai 
Autorius Žinutė
psichologas

Užsiregistravo: Ket Lap 11, 2004 6:47 pm
Pranešimai: 1849
Miestas: Vilnius
Standartinė Psichologinis konsultavimas-straipsniai
Синдром эмоционального сгорания у телефонных консультантов
--------------------------------------------------------------------------------
Данная статья была опубликована в газете "В аптеках города и области", Нижний Новгород, № 9 (184), 16 марта 1999 г.
--------------------------------------------------------------------------------
Эмоциональное сгорание - это большая неоднородная группа особых психологических состояний, которые развиваются у здоровых людей в условиях эмоционального перенапряжения при оказании психотерапевтической и психологической помощи. В этом плане определенный интерес представляют психологическое состояние, эмоциональные проблемы и личностные реакции сотрудников "Телефона доверия".

Впервые мы услышали о существовании феномена эмоционального сгорания у телефонных консультантов несколько лет назад на конференции Всероссийской ассоциации работников телефонов экстренной психологической помощи, но и до этого, наблюдая друг за другом в процессе работы, мы отмечали определенные изменения в собственном психологическом состоянии.
Термин "эмоциональное сгорание" был введен в практику американским психологом Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, которые находятся в интенсивном и тесном общении с клиентами в атмосфере эмоционального перенапряжения при оказании профессиональной помощи.
Это люди, работающие в системе "человек - человек", - врачи, священнослужители, юристы, социальные работники, особенно психиатры, психотерапевты, психологи. В своей деятельности они вынуждены постоянно сталкиваться с негативными эмоциональными переживаниями своих клиентов (пациентов), оказываются непроизвольно вовлеченными в них, в силу чего испытывают повышенное эмоциональное напряжение.
Всем, кто прошел через работу в службе "телефона доверия", знакомы с ощущением некоторых кратковременных или длительных изменений в собственном психологическом состоянии, знают о меняющемся в процессе работы изменении отношения к самому себе, к своей профессиональной деятельности и изменении отношения к абоненту.
В литературе, упоминающей об эмоциональном сгорании, имеются указания на приоритетность этой проблемы среди специалистов психолого-терапевтического профиля, в частности, среди телефонных консультантов.
Описаны следующие проявления эмоционального сгорания среди телефонных консультантов:
- астенизация - переживание состояния чувства постоянной усталости, утомляемости, нервного истощения;
- сниженный фон настроения с легко возникающей тревожностью;
- чувство незавершенности контакта, виновности;
- нарушение режима сна и бодрствования, что, помимо всего, связано с суточным режимом работы, с работой по ночам;
- психосоматические реакции, чаще со стороны сердечно-сосудистой системы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, колебания артериального давления, реже - со стороны желудочно-кишечного тракта, неврологические расстройства, в частности, описаны нарушения по типу поясничного радикулита. У консультантов-женщин могут возникнуть нарушения менструального цикла;
- кратковременные психогенные реакции в виде навязчивых представлений, мыслей, сомнений и даже фобий после сложных, эмоционально тяжелых звонков;
- изменение отношения к себе, к своей профессиональной деятельности. Во время работы у телефонных консультантов описываются: разочарование в себе как в специалисте, способном оказывать этот вид психологической помощи; снижение профессиональной самооценки; переживания как профессиональной, так и личной несостоятельности . Изменения по отношению к своей профессиональной деятельности проявляются в форме сомнения в необходимости и полезности своей профессии для общества, ощущения бессмысленности своего труда. Возникают мысли типа: "Это никому не нужно, все усилия напрасны, работа больше берет, чем дает" и т.д.;
- изменение отношения к абонентам с позитивного на негативное, проявляющееся в том, что абонент начинает вызывать у консультанта раздражение, злость, гнев, брезгливость и другие, отсутствовавшие ранее негативные чувства.
Другим проявлением, а скорее следствием, эмоционального сгорания является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизация общения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своих обязанностей.
Мы имели возможность в течение 5 лет наблюдать психологическое состояние десяти постоянно работающих сотрудников нижегородского "Телефона доверия".
У всех сотрудников имели место следующие негативные изменения, связанные с профессиональной деятельностью:
- нарушения сна - 4 случая;
- психосоматические реакции в виде колебания АД и головных болей - 4 случая;
- астенизация - 4 случая;
- изменения самовосприятия с пониженной самооценкой как специалиста - 2 случая;
- восприятие работы как бессмысленной и ненужной для общества - 2 случая;
- переживание негативных чувств к абоненту - 3 случая.
Указанные изменения проявлялись эпизодами, но в течение всех лет работы. Они уменьшались или прекращались во время отпуска, при смене деятельности, например, при переходе сотрудника на очное консультирование.
Жалобы на ухудшение самочувствия предъявлялись достаточно активно, особенно после суточной смены, другие же проявления эмоционального сгорания обнаруживались уже потом, в ходе беседы, при обсуждении того или иного сложного обращения, во время тренинга.
Сотрудники отслеживали связь собственного состояния с обилием звонков за смену, с эмоционально тяжелыми суицидальными обращениями, со звонками по поводу утраты значимого другого.
Состояния, осознаваемые телефонными консультантами как эмоциональное сгорание, становились открытыми для обсуждения, для работы с ними, проводимой как индивидуально, так и в группе, после чего беспокоящие изменения теряли свою актуальность для сотрудника, он приобретал навыки психологической защиты и навыки профилактики.
Каковы же психологические особенности взаимодействия консультанта и абонента, что происходит во внутреннем мире консультанта, что провоцирует эмоциональное сгорание?
Телефонный консультант работает с людьми, переживающими психологический кризис, когда диапазон негативных эмоций крайне разнообразен, а интенсивность их максимально выразительна. Особенно профессионально трудные случаи, источник стресса для консультанта - это обращения абонентов по поводу утраты значимого другого и суицидальные звонки.
Абонент, испытывая страдание и чувство горя, стремится разделить свои эмоции с консультантом и тем самым перестает чувствовать себя наедине со своими проблемами. Сотрудник "телефона доверия" оказывается в этом случае объектом, которому предназначаются эти негативные чувства. Он эмоционально присоединяется к ним, разделяет их с абонентом, создает атмосферу сочувствия, принятия, т.е. работает в режиме эмпатии. Консультант на некоторое время как бы идентифицируется с абонентом и таким образом проясняет для себя, понимает нюансы его эмоционального переживания. В эти моменты особо эмпатичные специалисты способны испытать телесные ощущения в виде боли, тяжести, спазмов, напряжения, которые сопровождают сильное психологическое переживание звонящего.
Очевидно, что обсуждение потери инициирует переживание смерти и собственных утрат телефонного консультанта, а при работе с суицидальным звонком телефонному консультанту осознанно приходится принимать на себя столь непопулярную в психотерапии роль спасателя.
Асимметрия ответственности, а именно повышенное чувство ответственности за суицидента, не прекращается по окончании беседы с абонентом с суицидальным риском, а продолжается иногда от нескольких часов до нескольких дней в виде чувства незавершенности, поскольку результат от работы (остался жив или нет?) неизвестен.
Таковы некоторые психологические составляющие проблемы эмоционального сгорания, которые мы исследовали, исходя из нашего собственного опыта. Однако имеется еще ряд факторов, способствующих развитию этого синдрома у сотрудника "Телефона доверия".
Во время дежурства, а продолжительность смены составляет 6-12-24 часа, консультант имеет условия труда, особые по физиологическим параметрам: это гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т.д. Специфика оказания экстренной психологической помощи по телефону создает также дополнительные ограничения, которые можно отнести к разряду организационных, таких, как:
- невозможность подготовиться к звонку: позвонить могут в любой момент, по любой проблеме, в любом состоянии. Консультант должен быть в состоянии полной готовности к любой ситуации;
- невозможность выбора клиента, что возможно при очном консультировании, и невозможность отказа от общения;
- неконтролируемое большое количество обращений за смену, причем отвечать необходимо на каждый звонок, без пропусков;
- незащищенность от оскорблений, розыгрышей и сексуальных манипуляций по телефону.
Вышеперечисленное предъявляет к сотруднику жесткие требования, ограничивает личную свободу и заставляет какое-то время жить в ситуации "выбор без выбора". Все это редко встречается в практике психотерапевта, психиатра, психолога, которые ведут прием очно, контролируют его продолжительность, количество пациентов за смену и могут защитить себя от проявлений агрессии и насилия.

Меры профилактики эмоционального сгорания
Организационные меры профилактики этого состояния предусматривают соблюдение следующих принципов:
1. во время дежурства работник не должен находиться в изоляции. В соответствии с психологическими условиями работы ему следует предоставить возможность общения с другими консультантами, что необходимо для немедленного эмоционального отреагирования, для обсуждения трудного проблемного звонка;
2. необходимо предоставить консультанту возможность выбора собственных дней и часов дежурства, т.е. собственного графика, по возможности учесть его мнение при выборе предпочтительного коллеги (коллег), с которыми ему предстоит работать смену;
3. рабочее помещение консультанта должно быть максимально удобным для длительного пребывания в нем, иметь все бытовые удобства. Оно должно быть защищено от проникновения посторонних и изолировано от шума;
4. важна общая дружеская атмосфера принятия, поддержки и взаимопонимания в коллективе.
Однако всего этого будет недостаточно, если сотрудники не будут иметь возможность проработать свои профессиональные и личные проблемы на систематически проводимых сеансах индивидуальной или групповой психотерапии, психокоррекции.
С этой целью у нас на "Телефоне доверия" проводятся ежемесячные конференции, где проводится разбор наиболее сложных звонков, тренинги, на которых ведется работа с эмоциональным состоянием сотрудника, проясняются механизмы возникновения тех или иных реакций. Каждый консультант может обратиться за индивидуальной терапией по личному выбору к другому сотруднику.
Основываясь на опыте работы нижегородского городс

_________________
Pas mus rašoma tik lietuvišku šriftu, susipažinkite su forumo taisyklėmis
http://www.baltai.lt/phpbbpsichologija/ ... 5ec4d1cec5


Ket Bir 22, 2006 11:55 am
Aprašymas WWW
psichologas

Užsiregistravo: Ket Lap 11, 2004 6:47 pm
Pranešimai: 1849
Miestas: Vilnius
Standartinė 
Мэй Р.
Искусство психологического консультирования
--------------------------------------------------------------------------------
I. Отличительной чертой консультанта является его особая чувствительность по отношению к людям, которая позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица, одежда, случайные движения тела. Предположительный вывод о личностной модели следует делать только на основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов.

1. Манера подходить к кабинету.
Твердый размеренный шаг – мужество
Запинающаяся походка – нерешительность, робость, тайное желание избежать встречи с консультантом.
2. Рукопожатие.
Вялое, краткое – словно говорит о том, что человек не желал этой встречи; такой человек либо робок со всеми, либо боится именно этой встречи.
Грубоватое, крепкое рукопожатие – желание предстать этаким потомком мужественных первопроходцев, что само по себе может оказаться попыткой скрыть глубокое чувство неполноценности.
Если выражает искреннее дружелюбие, – говорит о душевном здоровье личности.
3. Одежда.
Неопрятность в одежде, неухоженные волосы, рваные шнурки ботинок и пр. – говорит само за себя. Если это постоянное явление – отсутствие всякого интереса к окружающим, если только на встрече с консультантом – неуважение.
“Вылизанный до пят” – как правило, склонен придавать чрезмерное значение мелочам и в других сферах жизни.
4. Расстояние, на котором общается клиент.
Придвигает свой стул поближе к консультанту – дружелюбие.
Если разделяет существенное пространство, – есть невидимый барьер.
Норма и признак идеального душевного здоровья – свободное движение навстречу, распахнутое отношение к жизни, то есть состояние объективной любви.
Кроме того, необходимо улавливать неприметные мускульные реакции человека на изменчивый поток его мыслей. Необходимо оценивать позы: клиент может нервничать – закидывает ногу на ногу, напряженно сжимает руки, держится скованно. В чтении характера большое значение имеет мимика (у вечно улыбающегося человека оптимизм наигранный, а тот, кто всегда демонстрирует безукоризненную выдержку, лишь прикрывает глубокую обеспокоенность своими проблемами). Чаще всего углы рта у невротиков опущены вниз, что удлиняет лицо, придавая выражение пессимизма; обычно такой человек медлителен в движениях, склонен к критическим и саркастическим замечаниям, весьма нерешителен. Взгляд напряженный, глаза широко открыты.

1. Интонация голоса.
Отчетливый, ясный – искренность, твердость, мужественность.
“Проникает в душу” – интерес к людям.
Если человек мямлит, говорит неразборчиво – нет желания идти на контакт.
Говорит медленно и контролирует себя – определенное психологическое напряжение.
Усиленно возражает консультанту – не очень уверен в том, что сам говорит.
Следует обратить внимание на различные оговорки и забывчивости, – рассматриваются с позиции психоанализа.

1. В понимании личностной модели индивидуума важную роль играет его положение в семье.
Старший ребенок в семье – развито чувство ответственности.
Второй ребенок в семье – глубоко скрыты в подсознании все моменты, связанные соперничеством, непомерное честолюбие, привычка добиваться своего “с боем”.
Младший ребенок – доброжелательное отношение к миру, ожидание любви, возможно – амбициозность и желание превзойти всех.
Единственный ребенок – возможность избалованности, требовательность, иждивенческое отношение.
II. Исповедь и толкование. Отмечается характер речи пациента, логика изложения проблемы, основные фразы, преобладающие над остальными. После основной части исповеди перед консультантом стоит задача получения необходимой информации от самого клиента. В ходе этого устанавливается мнение о личности пациента, о действительном запросе, складывается теория о возможных путях решения проблемы. На стадии исповеди слово принадлежит клиенту, сама по себе исповедь содержит элемент катарсиса, во время исповеди консультант подводит клиента к главной проблеме. Во время исповеди консультант не должен проявлять никаких признаков удивления или возмущения. Толкование – совместная работа консультанта и клиента. Консультант должен обладать способностью читать значение реакции клиента на его предположение. Задачи консультанта в процессе консультирования – объективно выслушать рассказ, помочь пациенту разобраться в формирующих факторах его личности, которые породили обсуждаемую проблему.
III. Трансформация личности – завершение и цель процесса консультирования. На предыдущей стадии выясняется, что именно было неправильного в распределении напряжений в личностной модели. Необходимо, насколько возможно, корригировать эти ложные жизненные установки и привести в норму личностные напряжения. Консультирование не предполагает раздачу советов. В отдельных случаях предпочтительнее изложить клиенту все возможные конструктивные варианты избавления от его проблемы. В других случаях следует прибегать к внушению – оно начинает взаимодействовать с уже оформившейся в подсознании тенденцией, и, в конечном итоге, подводит клиента к решению. Следующий фактор – утилизация переживаний клиента; консультант должен стремиться не столько избавить клиента от переживаний, сколько направить их в конструктивное русло. В редких случаях можно прибегнуть к усилению переживаний. Необходимо установить связь между переживаниями и невротическими сторонами личностной модели клиента.

_________________
Pas mus rašoma tik lietuvišku šriftu, susipažinkite su forumo taisyklėmis
http://www.baltai.lt/phpbbpsichologija/ ... 5ec4d1cec5


Ket Bir 22, 2006 12:39 pm
Aprašymas WWW
psichologas

Užsiregistravo: Ket Lap 11, 2004 6:47 pm
Pranešimai: 1849
Miestas: Vilnius
Standartinė 
Из книги С.А.Кулакова "Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии", СПб, Речь, 2002, 236 с.

Условия супервизии
Супервизор — квалифицированный специалист-психотерапевт, проводящий супервизию путем профессионального консультирования психотерапевта, обратившегося за супервизией. Консультирование проводится им на основе наблюдения и специфического анализа зафиксированных фрагментов практической работы психотерапевта с последующим или одновременным обсуждением с коллегой особенностей терапевтического контакта, текущей и планируемой лечебной стратегии и тактики. Обсуждение проводится в форме диалога и обратной связи супервизора, завершается его устными рекомендациями и письменным заключением.

Супервизируемый (объект супервизии) — это практикующий психотерапевт или специалист, проходящий стажировку по психотерапии и обратившийся за супервизией. Его потребность в супервизии определяется как собственным запросом с целью профессионального и личностно-профессионального роста, так и необходимостью в получении сертификата психотерапевта с зачетом не менее 50 часов супервизии. Предварительная подготовка психотерапевта к процессу супервизии заключается в фиксации необходимых фрагментов практической работы с пациентом /пациентами (разные фазы психотерапии: от интервью и формулирования диагноза, выделения психологических мишеней и заключения психотерапевтического контракта, информирования пациента о целях и последовательности избранных методов терапевтической интервенции до выполнения собственно психотерапевтических методов и подведения итогов работы). Кроме того, супервизируемый должен предусматривать концептуальное обоснование медицинского диагноза, психосоциогенеза заболевания и отдельных симптомов, а также избранной им стратегии и тактики лечебной помощи. Личностные проблемы супервизируемого являются предметом обсуждения с супервизором при наличии тесной связи первых с ошибками терапевтического контакта и терапевтической интервенции. В некоторых случаях заявка супервизируемого может содержать анализ причин сопротивления пациентов процессу лечения или "выпадения" (drop out) пациентов из лечебного процесса.

Наблюдение 3.
Супервизируемый Виктор С., врач-психотерапевт с 10-летним стажем обратился за супервизией в связи с тем, что пациентка, с которой он проработал 1,5 месяца, отказалась с ним работать. Испытывает растерянность и тревогу. Приводим супервизорский разбор данной ситуации.

Галина К.,22 года

Жалобы

1. Субъективные проявления болезни, которые беспокоят клиента или родителя при обращении: головокружения, возникающие в покое и усиливающиеся при движении и зрительной стимуляции; раздражительность; чувствительность и ранимость; плаксивость; резкая смена настроения в течение коротких промежутков времени и в течение суток; невозможность концентрации внимания и чтения книг из-за трудности сосредоточения внимания; снижение краткосрочной памяти; повышенная утомляемость и истощаемость; требовательность к окружающим; трудности установления контактов с ровесниками, особенно с девочками, и конфликты с ними; отсутствие месячных.

2. Проявления болезни, которые на момент беседы со специалистом отсутствуют, но более или менее регулярно, периодически возникают в течение дня, недели или месяца: тошнота, расстройства стула и пищеварения в ответ на стрессовые состояния.

3. Симптомы болезни, возникающие только в ответ на специфические внешние факторы: расстройство сна при перемене места в детстве; реагирование различными болезнями и агрессивностью на изменение ситуации (помещение в детский сад, школу); суицидная попытка в анамнезе; суицидные мысли при фрустрации реализации потребностей.

Анамнез жизни и болезни

Семейный анамнез

Дед по линии матери , умер рано. Бабушка не вышла повторно замуж, умерла от рака в 1992 году. У матери в детстве всегда было желание иметь рядом мужчину («Мама, купи папу»). Бабушка по линии отца страдала астмой. Родная сестра отца страдала болезнью Паркинсона. Мать отца до своей смерти контролировала сына и ненавидела невестку. У отца до вступления в брак с матерью Галины уже было две семьи. От первого брака — взрослый здоровый сын. Вторая жена ушла от мужа, будучи беременной. Возраст при вступлении в брак родителей Галины: отцу — 45 лет, матери — 34 года. Зарегистрирован брак только после смерти свекрови.

Анамнез жизни. Галина родилась через год после начала совместной жизни родителей. Обсуждения беременности у матери шли, в основном, со свекровью, так как в этот период муж много работал и редко бывал дома. Мать находилась в подавленном состоянии, часто плакала, душевного комфорта не испытывала. Во второй половине беременности была зарегистрирована прибавка в весе, потребовавшая соблюдения диеты. Кроме того, матерью была перенесена вирусная инфекция, которую она ретроспективно рассматривает как психосоматическое расстройство. Ожидания пола ребенка были неопределенными.

Роды — в срок, при родах применялись стимуляторы и легкий эфирный наркоз. Вес ребенка при рождении — 3700 г, оценки по Апгар мать не помнит, но физической патологии у ребенка не обнаружено. Муж жену с ребенком встретил при выписке из роддома, но вскоре по совету свекрови уехал отдыхать в санаторий.

Буквально в первые недели у матери пропало молоко, брали донорское у другой женщины, кормили ребенка с ложки. Девочка много плакала, мать рассматривала это явление как нехватку молока. С 5 месяцев ребенка перевели на искусственное вскармливание. Режим строго соблюдался, возникали противоречия между ухаживающими за ребенком женщинами. Девочка требовала ночного кормления и до сих пор встает ночью «пожевать» что-нибудь. Мать не помнит, когда дочь начала ползать и сидеть. В 5 месяцев ребенок попадает в больницу с высокой температурой непонятного происхождения. В течение недели пребывания ребенка в стационаре матери не разрешали там ночевать, ночью ребенка не кормили, наказывали за плач, стали давать каши, что послужило причиной расстройства пищеварения, сопровождающегося поносами. После выписки у ребенка отмечался кашель и насморк. Был назначен гаммаглобулин и антибиотики. Девочка стала заторможенной, просыпала кормления. К году состояние выровнялось, начала ходить. В этот период мать вышла на работу, ребенка стала опекать бабушка по линии матери. На прорезывание коренных зубов у девочки вновь развилась реакция со стороны желудочно-кишечного тракта. Затем проблемы со стулом стали менее актуальными.

Первый переезд на дачу на втором году жизни девочки стал причиной срыва сна, и с тех пор проблемы со сном держались до школы: самостоятельно не засыпала, звала мать перед сном почитать книжку. Первые слоги — в 7—8 месяцев, после года внезапно перестала разговаривать, после двух лет стала говорить фразами. Когда дочери было 2,5 года, мать находилась в клинике по поводу аборта, а клиентка заболела гриппом. Незадолго до этого произошел отказ от соски. Вскоре родственники обратили внимание на появление раскачиваний во время сна. Обратились в отделение детских неврозов, было рекомендовано наблюдение и лечение, которое мать не проводила. Единственная рекомендация, которую мать выполнила, — отмена дневного сна.

Круг общения ребенка был ограничен. К самообслуживанию приобщали всегда, но сама девочка такого желания не проявляла. Мать мало хвалила ребенка за достижения. Девочка привыкла играть одна, так как у матери не было времени. Акцент делался на развивающих играх. Рано начали читать книги, девочка хорошо узнавала их обложки. Сама рифмовала слова, а с трех лет начала шутить. Мать не играла с ребенком в сюжетные игры, предпочитая дидактические игры и книги. Способность к сюжетной игре у девочки была, иногда самостоятельно играла в куклы, к этому ее приобщила бабушка. Бабушка по линии отца редко общалась с девочкой.

В 4,5 года стала посещать детский сад, где столкнулась с воспитательницей («садисткой»), которая детей заставляла есть, завязывала им руки. Замечаний у персонала насчет поведения Галины не было. Ребенок продолжал часто болеть. Отец в воспитании не участвовал, в качестве ритуала перед сном читал ей книжки. Он много работал, кроме того, должен был навещать свекровь, ревновавшую сына к невестке.

Желание играть в одиночестве у девочки сохранялось. Она росла неловким ребенком, с трудом освоила трехколесный велосипед. По рекомендации педиатров занималась хореографией, ритмикой. Быстро уставала, начинала баловаться, отключалась на этих дополнительных занятиях. Мать нервничала, однажды по дороге домой не дала обещанный сухарик. Ребенок плакал, кричал, и вместо утешения мать ее побила.

Рисовать девочка практически не умела, в основном раскрашивала картинки. На фотографии в возрасте 6 лет выглядела грустной. Моторика к моменту поступления в школу под влиянием упражнений улучшилась.

Контакты с отцом у девочки были редкими, она готова была играть с ним в подвижные игры, чтобы завоевать его внимание.

Общению с ребенком в семье по-прежнему не уделялось достаточно внимания. После контактов с ровесниками она приходила часто обиженной. К школе знала все буквы, но читать не хотела.

Перед поступлением девочки в школу стал болеть отец. Мать занялась обменом. Первый год жили у свекрови, Свекровь упрекала мать в неправильном воспитании ребенка, мать срывалась, кричала на мать мужа, иногда их «разборки» слышала девочка.

В конце 1-го класса (апрель—май) девочка тяжело заболела: зарегистрирована высокая температура, около 40?, сопровождавшаяся отказами от еды, выглядела ослабленной, бледной.

В течение трех-четырех недель после болезни держался период сильной слабости. Назначенные по этому поводу антибиотики послужили причиной выраженной аллергизации организма. Анализы показали чувствительность на многие вещества.

В этот же период у отца ухудшилось состояние здоровья. Когда он должен был делать операцию на позвоночнике, умерла его мать. Когда девочка училась во 2 классе, отец стал непрерывно проживать в семье (в семье стало два «носителя симптома»). По поведению в школе Галя характеризовалась как неусидчивая. Подруг не было. Отношения с ровесниками были неровными. В начальной школе ее побил ученик из соседнего класса.

В 12 лет перешла в другой класс, куда брали только сильных учеников. Первый год обучения прошел гладко — занималась охотно, писала стихи. В 13 лет девочку стали отвергать и унижать ровесники. Одноклассница постоянно ее со всеми ссорила. Соученица имела имидж «экстрасенса», занималась парапсихологическими феноменами. Так она внушала Галине, что та как-нибудь бросится в пролет лестницы. При самостоятельной игре-анкетировании, проведенном в классе, Галя по рейтингу оказалась на последнем месте. Девочка очень расстроилась, переживание отверженности усилилось.

У бабки по линии матери обнаружен рак. Мать «отсоединилась» от проблем отца и дочери, испытывая чувство вины перед собственной матерью, так как считала, что причина ее болезни — в истощения внутренних резервов.

Со слов матери, у Галины в возрасте 14 лет появился «друг», очень своеобр
[i

_________________
Pas mus rašoma tik lietuvišku šriftu, susipažinkite su forumo taisyklėmis
http://www.baltai.lt/phpbbpsichologija/ ... 5ec4d1cec5


Ket Bir 22, 2006 12:51 pm
Aprašymas WWW
psichologas

Užsiregistravo: Ket Lap 11, 2004 6:47 pm
Pranešimai: 1849
Miestas: Vilnius
Standartinė 
И.Л.Соломин. Психологическое консультирование и тестирование.
Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999, с.125-134.

Введение
Статья посвящена проблемам, возникающим при использовании психологических тестов в практике психологического консультирования. Не секрет, что многие психологи-консультанты испытывают затруднения в процессе тестирования клиентов. Еще большее количество психологов, ориентированных на применение стандартных психодиагностических методик в своей практической деятельности, допускают ошибки, связанные с нарушением принципов консультирования.

Действительно, консультирование и тестирование клиентов направлены на решение разных задач, которые выполняют практические психологи. Цели психологического консультирования и тестовой диагностики могут противоречить друг другу. Методы тестирования и консультирования требуют от психологов разных профессиональных знаний и навыков. Наконец, в какой-то мере они выражают различные подходы при обслуживании клиентов, разные профессиональные убеждения, связаны с неодинаковыми профессиональными ценностями и критериями.

Однако, различия между консультационной и диагностической идеологией относительны. Несомненно, цели и средства консультирования являются более общими в предоставлении психологических услуг клиентам по сравнению с тестированием. Применение психодиагностических тестов представляет собой частный случай в работе с клиентами и должно быть подчинено задачам консультирования. Кроме стандартизированных тестовых методик в консультировании в качестве диагностических используются методы наблюдения, интервью. Причем, все они могут и должны быть направлены на помощь клиенту в решении его психологических проблем. Но это требует высокого уровня профессиональной квалификации и ответственности.

Очевидно, что в неумелых, нечестных или недобрых руках диагностические данные могут причинить серьезный ущерб интересам, здоровью или достоинству клиента. Особенно это касается результатов тестирования, поскольку стандартизация тестов создает иллюзию их простоты и доступности. Как сделать так, чтобы результаты психологической диагностики, по меньшей мере, не наносили вред клиенту, а в лучшем случае, наиболее эффективно решали задачи консультирования, психологической коррекции, изменения представлений и отношений клиента, оптимизации его состояния, облегчения болезненных переживаний, поиска ресурсов клиента, возможностей разрешения проблем, создавали дополнительные условия для адаптации, преодоления кризисных ситуаций?

В статье сформулированы наиболее существенные вопросы, связанные с применением психологических тестов в консультировании клиентов. Ответы на эти вопросы даны на основе практического опыта автора и выражают его профессиональную позицию. Конечно, некоторые из этих ответов имеют дискуссионный характер. Их можно воспринимать как приглашение к обсуждению и выражению своего собственного мнения по данным вопросам.

В каких случаях целесообразно психологическое тестирование?
Тестовые методики для диагностики индивидуальных особенностей интеллекта, личности, межличностных отношений и психического состояния человека традиционно используются в сфере образования, здравоохранения, занятости, бизнеса, семейного консультирования. Психологу нередко приходится решать задачи, требующие психологической диагностики. Это - измерение профессиональных склонностей и способностей, диагностика профпригодности, профориентация, отбор и расстановка кадров, помощь в самоусовершенствовании, оценка психического здоровья, выявление критических состояний и отклоняющегося поведения, контроль эффективности коррекционных воздействий, оценка работоспособности, прогнозирование трудностей в обучении, подбор совместимых лиц для групповой работы, анализ стиля руководства, определение психологического климата, предупреждение конфликтов.

Что мешает применению тестирования в психологическом консультировании?Корректное использование психодиагностических методик является одним из условий повышения эффективности работы психолога. Сомнения некоторых психологов по поводу целесообразности использования психологических тестов в практической работе с клиентами вызваны возможностью возникновения ряда психологических барьеров, как со стороны психолога, так и со стороны клиента.

Клиент может опасаться раскрытия собственных личных качеств или неправильного использования результатов тестирования. Кроме того, он может пассивно и потребительски относиться к процессу консультирования.

В свою очередь, психолог может считать, что стандартизированная процедура психологического тестирования мешает установлению неформального контакта с клиентом. Он также может недостаточно доверять результатам тестирования из-за того, что в своей практике сталкивался с тестами сомнительной надежности или имеет не слишком четкое представление об их конструкции. Наконец, он может просто недостаточно хорошо владеть используемой психодиагностической методикой или не иметь в своем личном распоряжении тестов, подходящих для решения конкретной задачи.

Когда использование тестирования в консультировании не требуется?
Иногда психологи считают, что применение стандартных психометрических средств необходимо лишь в процессе научного исследования, а в практической работе полагаются на свой опыт общения с клиентом. Такой подход к решению психологических задач в ряде случаев может быть оправдан, поскольку тестирование требует определенных затрат времени и сил, а также дополнительной квалификации психолога.

Консультационные ситуации можно разделить на три класса по продолжительности и глубине работы с клиентом:

краткосрочное консультирование, направленное на решение частных проблем клиента,
длительное консультирование, ориентированное на личностные изменения клиента,
консультирование большого количества клиентов в условиях дефицита времени.
В случаях работы с клиентом, требующих оперативного реагирования психолога, стандартные тесты еще не требуются, и психолог может использовать консультационные приемы без учета индивидуальных особенностей клиента или ориентироваться на его поведенческие признаки, проявляющиеся в ходе консультативной беседы.

В случаях длительной и углубленной индивидуальной работы с клиентом тесты могут уже не потребоваться, поскольку близкий контакт и непосредственное знакомство уже дают психологу необходимую диагностическую информацию о клиенте.

Однако в случаях массовой работы с большим потоком клиентов не использовать преимущества тестовой психометрической технологии вряд ли целесообразно.

Что дает тестирование в консультировании?
Во-первых, ряд тестовых методик позволяет выявлять более глубокий уровень личности клиента, чем тот, на котором развивается диалог клиента с консультантом. Стандартные методики предохраняют психолога от встречной проекции, приписывания клиенту собственных проблем и представлений.

Во-вторых, использование стандартных методик позволяет использовать богатый опыт разработчиков и других пользователей тестов.

В-третьих, использование статистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателей позволяет сопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменение их состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность.

В-четвертых, экономичность тестов позволяет автоматизировать их на компьютере или использовать не очень высоко квалифицированный персонал, освобождая психологов от значительной части рутинной деятельности и, давая тем самым возможность решать более сложные и неотложные задачи.

Кроме того, при правильном использовании психологическое тестирование:

позволяет с достаточной степенью объективности выявить психологические особенности и состояние клиента,
помогает установить контакт, присоединиться к клиенту,
может облегчить формирование и поддержание доверия клиента,
является источником материала для структурирования беседы,
дает возможность оптимизировать активность и состояние клиента,
может служить средством воздействия на клиента.
Какие тесты могут использоваться в консультировании?
В зависимости от целей и условий консультирования могут использоваться самые разнообразные тестовые методики, которые можно условно разделить на экспресс-методы, методы углубленной и глубинной диагностики.

Психологические экспресс-тесты отличаются:

компактностью и экономичностью,
простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистом и самотестирования,
возможностью выявления групп риска по тем или иным психологическим критериям,
преимущественной ориентацией на диагностику склонностей клиента.
Тесты для углубленной психологической диагностики характеризуются:

максимальной валидностью и надежностью,
универсальностью и широким спектром оценочных возможностей, избыточностью получаемой информации,
удобством для группового и компьютерного тестирования,
возможностью диагностики способностей.
Наконец, методики глубинной психологической диагностики:

позволяют выявлять скрытые или скрываемые мотивы, отношения и представления клиента, содержание его сознания и бессознательной сферы,
связаны с идеографическим описанием личности, основанным на измерении индивидуального субъективного смысла различных понятий для человека,
как правило, требуют использования специальных компьютерных программ.
Что требуется от психолога для использования тестирования?
Эффективное использование стандартизированных психодиагностических средств требует от психолога овладения навыками проведения конкретных тестовых методик, знания содержания диагностических показателей и умения их интерпретировать, умения планировать психодиагностическое обследование клиента в соответствии с его запросами и ожиданиями, содержанием изучаемой проблемы и объективными условиями работы. Для решения нестандартных задач психолог должен не просто быть подготовлен для пользования существующими стандартными тестовыми методиками, но и уметь разрабатывать и применять новые методы, анкеты, тесты, в том числе автоматизированные варианты таких методик. Базой для такой деятельности являются знания в области измерения и шкалирования, статистической обработки данных, информатики и компьютерной техники.

1 dalies pabaiga

_________________
Pas mus rašoma tik lietuvišku šriftu, susipažinkite su forumo taisyklėmis
http://www.baltai.lt/phpbbpsichologija/ ... 5ec4d1cec5


Ket Bir 22, 2006 1:07 pm
Aprašymas WWW
psichologas

Užsiregistravo: Ket Lap 11, 2004 6:47 pm
Pranešimai: 1849
Miestas: Vilnius
Standartinė 
2 dalis

Какие ошибки встречаются при использовании психологических тестов в консультировании?
1. Выбор неадекватных тестовых методик.
Эти ошибки связаны с выбором и использованием тестов, непригодных для решения поставленных задач, не соответствующих требуемому уровню валидности, надежности. В качестве примеров можно привести:

использование 16-факторного личностного опросника Кеттелла для оценки профессиональной пригодности, выявления противопоказаний к той или иной профессии,
использование методики Люшера для диагностики психологических особенностей личности,
использование методики Майерс-Бриггс для выявления способностей личности,
использование компьютерной программы "Профи" для диагностики профессиональных интересов и склонностей.
Причинами подобных ошибок могут быть:

недостаточные знания психометрических свойств методик,
субъективная привлекательность или внешняя эффектность методик,
стремление сэкономить время или силы за счет применения экспресс-тестов.
2. Принятие неправильных диагностических решений.
Эти ошибки могут возникать вследствие неверной интерпретация диагностических показателей. Например, могут быть сделаны:

выводы о чертах и типе характера личности при "пограничном профиле" методики MMPI,
суждение о наличии отклонений от нормы при значении какого либо фактора личностного опросника Кеттелла равном 8 или 9 стенам,
заключение о различии в уровне развития интеллекта у двух клиентов по методике Амтхауэра при разнице IQ менее 5 баллов.
Подобные ошибки могут объясняться:

недостаточным уровнем знаний о диагностируемых явлениях,
переоценкой степени точности и объективности применяемых методик.
3. Некорректное сообщение результатов психологической диагностики клиенту.
3.1. Передача клиенту заключения по результатам тестирования в письменном виде или в виде компьютерной распечатки.
К сожалению, некоторые психологи выдают клиентам на руки письменные заключения по результатам диагностики. Это можно рассматривать как грубую ошибку. Из того, что консультант говорит клиенту вслух, клиент, как правило, запомнит только то, что поймет, с чем согласится или не согласится. Информация, которая может нанести психологический вред, забудется или переработается. Кроме того, только в процессе беседы психолог в состоянии проконтролировать полученный эффект и может при необходимости его откорректировать. Напротив, когда клиент постоянно возвращается к своим данным и перечитывает заключение, результаты могут быть непредсказуемы. Иногда после этого клиентов приходится в буквальном смысле лечить.

Эти ошибки могут быть вызваны:

затруднениями при устном изложении результатов диагностики,
стремлением сэкономить время и силы на сообщении результатов тестирования,
просьбами клиента.
3.2. Изложение результатов тестирования без предварительной работы с клиентом.
Иногда психологи торопятся сообщить тестовые результаты клиенту. Между тем, сообщение результатов тестирования требует предварительного знакомства с клиентом, установления контакта, выявления запросов, снятия излишнего эмоционального напряжения. Результаты тестирования должны проверяться с помощью беседы, наблюдения и использования дополнительных источников информации. Игнорирование проблем и запросов клиента, его состояния и индивидуальных особенностей, отсутствие обратной связи, категоричность выводов:

как правило, воспринимаются клиентом как давление на него,
могут приводить к потере контакта, недоверию клиента, его сопротивлению независимо от точности полученных результатов,
препятствует пониманию и принятию клиентом сообщаемой информации,
мешают клиенту принять активное участие в решении своих проблем и сотрудничать с консультантом,
не удовлетворяют потребностей клиента в безопасности, контакте и уважении.
Причинами подобных ошибок могут быть:

отсутствие знаний о процессе и принципах консультирования,
стремление поскорее закончить работу с клиентом, избавиться от него.
3.3. Использование некорректного языка описания и принципов понимания личности.
Традиционные представления характеризуют личность как совокупность постоянных свойств, качеств, черт, проявляющихся безотносительно к содержанию и специфике ситуации.

Это выражается в употреблении таких терминов как тревожность, агрессивность, сдержанность, уверенность в себе, способность к самоконтролю, ответственность, невнимательность и т.п. Клиенту часто говорится, какой он (упорный, замкнутый, осмотрительный). Его осведомляют, чем он характеризуется, какими качествами обладает (педантичностью, упрямством, раздражительностью и т.п.). Это может подкрепить у клиента иллюзию постоянства собственной личности, невозможности изменения поведения, отсутствия выбора поступков в зависимости от ситуации.

При этом клиенту редко сообщается, в каких условиях, когда и где (в ситуациях угрозы, в процессе принятия решения, при знакомстве и т.п.) проявляются указанные качества. Игнорирование условий проявления качеств личности, отсутствие указаний на контекст, в котором они обнаруживаются, может вводить клиента в заблуждение относительно глобальности, обобщенности этих качеств. Клиенту косвенно дается понять, что он такой всегда и везде.

Наконец, клиент часто получает информацию о том, чего ему не хватает, какими способностями он не обладает, что он не умеет или не может делать. Кроме того, иногда сообщения ограничиваются отрицательными результатами тестирования, свидетельствующими о недостатках, проблемах, затруднениях, без определения позитивных качеств, сильных сторон, способностей клиента.

В результате такой подачи информации у клиента может создаваться представление об отсутствии альтернатив в выборе поведения, ситуаций, ресурсов. Клиент может лишиться надежды на изменения и возможность решения проблем. Таким образом, психолог может сослужить плохую службу клиенту, если будет говорить, какой клиент есть и кем он не является. Самое худшее, что может произойти в подобном случае, это то, что клиент может в это поверить.

Более выраженным психокоррекционным потенциалом характеризуется представление о личности как о совокупности способов реагирования человека в различных ситуациях. В этом случае черта понимается как способ поведения или переживаний человека в определенном классе ситуаций. Любая черта личности может быть определена как способность человека, как позитивное качество, дающее возможность приспособления человека к определенным обстоятельствам. Например, педантичность может быть сформулирована как стремление к порядку и точности в своих делах. Тревожный человек может быть описан как человек, способный испытывать чувство страха и беспокойства в ситуациях, которые он воспринимает как угрожающие. Человек, характеризующийся притворством, умеет изображать чувства, которые он на самом деле не испытывает, когда ему нужно воздействовать на других людей. Невнимательные люди могут отвлекаться от того, чем они занимаются, и переключаться на более интересные и привлекательные дела.

Для того чтобы корректно охарактеризовать личность клиента, можно использовать следующие принципы рефрейминга личностных черт:

1)Принцип деноминализации - переформулирование терминов, характеризующих черты личности, из существительных или прилагательных в глаголы. В соответствии с принципом деноминализации психолог говорит не о том, каким является клиент или какими качествами обладает, а о том, что он делает или чувствует.

2)Принцип контекстуализации - указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности. В соответствии с этим принципом психолог говорит о том, когда и где человек ведет себя тем или иным образом.

3)Принцип позитивной реинтерпретации - замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения, не содержащие частицу "не". Позитивная реинтерпретация предполагает отказ психолога от употребления выражений "не может", "не умеет", "не способен", предполагающих представление об ограниченных возможностях клиента и отсутствие тех или иных качеств.

Например, в соответствии с принципами рефрейминга личностных черт нерешительного человека можно представить как человека, медленно, но тщательно принимающего решения в ситуациях выбора. Непослушный человек может быть определен как человек, который умеет отказаться от выполнения требований других людей и действовать по-своему.

Использование рефрейминга личностных черт может помочь клиенту:

более точно и правильно понять свои собственные психологические особенности или особенности других людей, по-новому оценить качества личности, обнаружить неожиданные достоинства,
расширить представления о возможностях выбора того или другого способа поведения в определенных обстоятельствах,
ориентироваться в различных ситуациях, выбирать ситуации, наиболее соответствующие его возможностям.
4. Другие ошибки.
В данной статье не рассматриваются более тривиальные ошибки, связанные с оценкой клиента, выражением психологом собственного отношения к нему, использованием специальных профессиональных терминов и т.д.

Заключение.
Психологическая диагностика, в том числе, тестирование, может быть эффективным средством профессиональной деятельности психолога-консультанта. Однако использование психодиагностических тестов предъявляет повышенные требования к уровню квалификации специалиста. Несмотря на кажущуюся разработанность темы психодиагностики, вопросы практического использования тестовых результатов остаются полем, свободным для профессионального творчества. И потребуются еще значительные усилия большого количества психологов-практиков для интеграции принципов и методов психологического консультирования и тестирования.

http://www.atpspb.narod.ru/articles/psyconsulttest.html

_________________
Pas mus rašoma tik lietuvišku šriftu, susipažinkite su forumo taisyklėmis
http://www.baltai.lt/phpbbpsichologija/ ... 5ec4d1cec5


Ket Bir 22, 2006 1:28 pm
Aprašymas WWW
psichologas

Užsiregistravo: Ket Lap 11, 2004 6:47 pm
Pranešimai: 1849
Miestas: Vilnius
Standartinė 
Язык нашего тела или что может рассказать наше тело о нас самих
Методический материал к теме «Телесноориентированное консультирование»

Многие методы психотерапии ориентированы на целостный подход к пониманию природы и функционирования человека. Особое место среди них занимают методы телесно-ориентированной психотерапии, которые явились убедительным практическим выражением ценности преодоления картезианского дуализма ума и тела. Телесные техники расширяют активное или направленное воображение, которое охватывает не только образы, но и осознание пациентом телесных ощущений, изучение и переработку проявляемых в различных телесных состояниях потребностей, желаний и чувств. Телесные техники эффективно открывают путь к соматическому бессознательному и устранению выявленных в нём блоков.

В последние годы в среде отечественных психотерапевтов заметно возрос интерес к знакомству и освоению этого, прежде малоизвестного в России, направления в психотерапии.

Ведь тело человека является материальным отражением всех пережитых им эмоциональных состоянии. Подавляя наши желания и эмоции, мы прячем их в тело, создавая тем самым блоки и зажимы на пути движения жизненной энергии. В теле "записаны" все пережитые нами психотравмы, эмоциональные напряжения. Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое и телесные аспекты в психотерапии приобретают всё большее значение.

Одним из направлений психологического консультирования, которое в настоящее время успешно развивается, является включение в процесс работы телесной сферы клиента посредством использования телесной метафоры (или психокатализ по А. Ермошину) и непосредственной работы с телом (холистический массаж и другие виды телесных практик, таких как танцевальная терапия, бондинг, биосинтез, рольфинг, метод чувственного сознавания, сенсо-мануальное программирование).

Психотерапевты стремятся пробудить жизнь. Они стремятся оживить омертвелые души, воздействуя на тело и оживить омертвелые части тела, воздействуя на душу.
Физический контакт - это архетипическая необходимость. В наше время и дети и взрослые страдают от недостатка прикосновений.

Глубинная психология пытается установить диалог между сознанием и бессознательным. Она использует символы из снов, фантазий, язык тела, искусство и ритуалы, чтобы построить мост между сознанием и бессознательным.

Согласно Юнгу архетипы являются проявлениями Самости; сознательно сближаясь с архетипами, это приближается к Самости и к своему уникальному развитию, к "индивидуации" Чтобы заставить эго осознать комплексы, аналитик фокусируется на их содержании, на том, как они проявляются в образах и в соматическом восприятии. Чтобы раскрыть содержание комплекса можно использовать не только анализ сновидений и активное воображение, но и телесную терапию, которая к тому же ускоряет преобразование комплекса. Телесные проявления комплексов заметны в жестах и автономном поведении, но наиболее Драматично они выражены в психосоматических заболеваниях.

Д. Мак-Кинли пишет: "Телесной терапией" я называю взаимодействие между пациентом и терапевтом с использованием телесных техник; цель этого взаимодействия - обнаружить дотоле скрытые аспекты души. Чтобы ускорить диалог между сознанием и бессознательным, терапевт, помимо традиционного внимания к психическим процессам, использует телесные техники" Телесная терапия использует два основных метода, чтобы освободить тело и расширить движения и осознание. Первый метод - двигательные упражнения. Раскрывающие блоки, растягивающие мускулы и увеличивающие гибкость. Второй - прикосновения, освобождающие спонтанные движения, которые являются выражением глубоких чувств (то есть комплексов). И тот и другой, подход можно использовать в телесной терапии, чтобы вызвать психическую осознанность и довести комплексы до сознания. Если психологические элементы изменения не вербализуются и не становятся сознательными, тогда это - не телесная терапия - хотя комплекс меняет форму или происходит «исцеляющий перенос».

Таким образом, ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИЕЙ называется любой метод, который фокусируется на соматических проявлениях комплексов, чтобы преобразовать комплект и расширить взаимодействие эго и Самости.

Маргарет Риббл выступила против холодного отношения к процессу вынашивания ребёнка. Рене Шпитц и Гарри Харлоу подтвердили с помощью экспериментальной психологии, что физический контакт с матерью очень важен для выживания младенцев и человеческой расы в целом.

Тело, как единое целое, отождествляется с душой, как с единым целым с Самостью. Таким образом, юнгианская психология может помочь извлечь тело из тьмы и односторонности и привести его к целостности. Нынешнее состояние нашей психологии требует не только понимания, но и телесного чувства и осознания

Фрейд и его коллеги обнаружил, что мораль и невроз тесно связаны. Каким-то образом энергия ума-тела перенаправляется в телесные симптомы, как бы говоря, что больное тело означает больную душу, которая нуждается в лечении.

Альфред Адлер внимательно относился к физическим дефектам и к телесному выражению характера и внёс огромный вклад в эволюцию телесной терапии.
Позы и движения тела всегда указывают, каким образом человек подходит к своей цели. Если человек идёт прямо - это признак смелости, в то время как нерешительный взрослый человек избегает прямых действий, и это проявляется во всех его движениях.
Адлер детально фокусировался на экспрессивных движениях, подчёркивал важность социального чувства и агрессивного влечения (которое он называл "сражением за у удовлетворение"), и это очень помогло развитию холистического подхода и психосоматической медицины. Гроддек и Райх считали , что напряжение всегда является результатом фрустрированной сексуальной энергии. Георг Гроддек смотрел на болезнь как на форму коммуникации, Вильгельм Райх считал, что нужно непосредственно воздействовать на панцирь характера. ПАНЦИРЕМ ХАРАКТЕРА он называл хронические физиологические ригидности (зажатости), сдерживающие возбуждение. Он отделял свои аналитические интерпретации, которые он называл "анализом характера", от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое он называл "вегетотерапией мышечных склонностей" и "анализом характера в области биофизического функционирования ". Райх выделял семь колец мышечного панциря, охватывающего тело: 1) область глаз; 2) рот и челюсть; 3) шея; 4) грудь; 5) диафрагма; 6) живот; 7) таз. С помощью различных упражнений и массажа он систематически воздействовал на каждое кольцо. Он называл это вегетативной терапией, поскольку глубинные слои личности пациента связаны с вегетативными функциями, например с дыханием и пищеварением; он отделял эти функции от сенсомоторного поведения, которое легче изменить. Райх двинулся уже дальше: от анализа характера - к вегетотерапии задолго до того как на основе психодинамического базиса развилась психосоматическая медицина.

ЮНГ заметил, что в активном воображении некоторым легче ТАНЦЕВАТЬ, выражать движением содержание бессознательного, а не представлять их аудиально или визуально, и это открыло дверь телесной терапии. Разработанная Юнгом техника "активного воображения" дала пациенту возможность выразить бессознательный материал и заложила основу для двигательной терапии. Юнг описывает эго как комплекс, состоящий главным образом из общего осознавания тела. Если фокусировать внимание на телесном опыте, появляется возможность выразить бессознательное через движение, одновременно поддерживая сильную позицию эго и не теряя телесного осознавания.

Поскольку тело способно одновременно проявлять и сознание и бессознательное, оно может стать бесценным инструментом в изучении трансцедентальной функции. Юнг считал, что функции ума-тела синхронизированы, а вовсе не случайно совпадают. Минделл говорит об этом в своей книге «Тело сновидений».

Тело человека является материальным отражением всех эмоциональных состояний и служит связующим звеном бессознательного и сознательного с внешним миром.
У нас есть инстинктивное понимание этой связи, и независимо от того, признаём ли мы эту связь с научной точки зрения или нет, мы постоянно сталкиваемся с её проявлениями в нашей жизни.

Представьте себе на минуту, что вы чем-то страшно рассержены, расстроены или, наоборот испытываете огромную радость Изменение вашего эмоционального состояния тут же вызовет изменение состояния физического, т. е. примет материальную форму. Причем изменение это произойдет помимо Вашего Желания.

Каждая переживаемая нами эмоция сопровождается определенными физическими процессами: сжатием или расслаблением мышц изменением давления и т. п. Мы знаем, что мышцы очень отзывчивы к упражнениям: постоянно занимаясь, например, поднятием тяжестей мы изменяем форму нашего тела Подобно этому, если мы будем испытывать какие-то определенные эмоции на протяжении нескольких месяцев или лет (например, страх, раздражение, злость) это, несомненно, вызовет структурные и физиологические изменения в нашем организме.

Скрывая свои чувства, подавляя желания, мы "прячем" их в нашем теле - единственном месте, где это можно хранить и тем самым создаем блоки на пути движения жизненной энергии. Основательно поняв, какие физические функции выполняет каждая часть тела и обнаружив местонахождение блока, мы можем определить и те нефизические аспекты, которые с ними связаны.

Важно также, сказать о том, что подлинное здоровье - это не просто хорошая физическая форма и отсутствие кризисных состояний Здоровье - это способность жить полной жизнью: испытывать разнообразные чувства, реагировать на внешние события, постоянно изменяться и совершенствоваться. Наше тело может многое рассказать о том пути, который мы прошли, о том, с какими преградами встретились, о тех «войнах» в которых победили или проиграли. Об опыте, который мы приобрели, о конфликтах и вызовах судьбы, которые его формировали, а также о выводах, которые мы из этого сделали.

Связь между физическим телом, разумом и духом позволяет при физическом освобождении (расслаблении) раскрыть потенциалы соответствующих нефизических уровней
Ниже вы познакомитесь с ключевыми словами и общими утверждениями, определяющими те нефизические уровни, которые мы ассоциируем с некоторыми частями тела, а также различными полюсами нашего тела и сознания.

Левый-правый, передний-задний, верхний-нижний, голова-тело, конечности-туловище. Каждому полюсу соответствует определенный аспект нашей жизни. Проблема возникает с появлением блоков, которые создают определенные разрывы (границы) между этими аспектами, что вызывает доминирование одного уровня над другим. Доминирование одного аспекта над другом в реальной жизни приводит к определенному стереотипу в поведении который может стать ограничивающим фактором роста и развития. В своей работе мы помогаем людям осознать, исследовать и освободится от тех аспектов которые, ими ощущались

_________________
Pas mus rašoma tik lietuvišku šriftu, susipažinkite su forumo taisyklėmis
http://www.baltai.lt/phpbbpsichologija/ ... 5ec4d1cec5


Ket Bir 22, 2006 2:01 pm
Aprašymas WWW
Rodyti paskutinius pranešimus:  Rūšiuoti pagal  
Naujos temos kūrimas Atsakyti į temą  [ 6 pranešimai(ų) ] 


Dabar prisijungę

Vartotojai naršantys šį forumą: Registruotų vartotojų nėra ir 0 svečių


Jūs negalite kurti naujų temų šiame forume
Jūs negalite atsakinėti į temas šiame forume
Jūs negalite redaguoti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite trinti savo pranešimų šiame forume
Jūs negalite prikabinti failų šiame forume

Ieškoti:
Pereiti į:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group.
Forum style by Vjacheslav Trushkin for Free Forums/DivisionCore.
Vertė Vilius Šumskas © 2003, 2005, 2007